Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Верхнепесковский детский сад

Четверг, 02.05.2024, 19:55
"Колосок"
» Меню сайта

» Погода

» Время
Ulti Clocks content

» Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

» Архив записей

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

» Форма входа


Рейтинг@Mail.ru
Главная » 2014 » Апрель » 5 » Не жалейте времени на обучение детей законам дорог.
18:32
Не жалейте времени на обучение детей законам дорог.

«Дети наши на свет родились,
Чтобы радостно жить.
Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы
Чтоб всегда исполнялись в их жизни мечты»
 Да, наши дети рождены именно для этого, а всегда ли так бывает, не омрачится ли жизнь трагедией – это во многом зависит от нас, взрослых.
Тема сегодняшней встречи «Дорога. Ребенок. Безопасность».
Не случайно поднимается эта тема. Среди всех участников дорожного движения самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок. Из общего количества погибших детей подавляющее большинство - дети дошкольного и младшего школь ного возраста.
Сегодня мы постараемся ответить на вопросы: Что мы понимаем под словом ПДД? Как научить ребенка правилам безопасного поведения на дороге? Какие факторы провоцируют участию детей ДТП? Вспомнить элементарные правила дорожной азбуки.
Почему же дошкольники часто подвергаются несчастным случаям на дороге?
В силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной сис темы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
Дети не обладают теми же предпосылками для обучения безопасному поведе нию при движении на транспорте и дороге, как взрослые. Дети дошкольного возра ста не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, в разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Они не обладают способностью взрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и расстояния. Слух и зре ние детей развиты в недостаточной степени. Они, в частности, не могут перемес тить свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот с такой же скоростью, как взрослые. Им трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигна лы. Небольшой рост ребенка не позволяет ему получить полный обзор дорожного движения, что естественно для взрослого человека. Способность осуществлять од новременно несколько действий развита в недостаточной степени у ребенка млад шего возраста. Дети не обладают способностью делать выводы общего характера из своего обучения, т.е. они не могут перенести, например, правила правильного пе рехода дороги с того места, где они этому научились, на все другие места, где они должны переходить дорогу.
Рост ребенка - серьезное препятствие и для своевременного обнаружения его водителем на дороге. Из-за стоящего транспортного средства, стоящей группы пе шеходов, сугробов снега он не виден водителю, который находится на дороге.
Дети иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть дороги. Так, взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся си туацию, а дети же начинают наблюдение, только подходя к краю проезжей части.
Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или им пульсивность поведения детей. На них большое влияние оказывают эмоции. Ра дость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части.
Потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, недо оценка обстановки, недостаточные знания об источниках повышенной опасности на дороге, а иногда и просто интерес к окружающей его обстановке могут привести к печальным последствиям.
Дети по-разному реагируют на различные виды транспортных средств. При при ближении большого грузовика, автобуса, трамвая, даже если они движутся с не большой скоростью, ребенок не рискует пересекать проезжую часть дороги, но не дооценивает опасность небольших размеров - легковых автомобилей и особенно мотоциклов, которые приближаются с высокой скоростью. Порой они считают, что автомобиль можно остановить мгновенно.
Все перечисленные психофизиологические особенности ребенка говорят о том, что невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путем обучения, к ним нужен особый подход при сообщении знаний о пра вилах безопасного поведения на дороге.
Дети дошкольного возраста никогда не бывают нарушителями правил дорож ного движения сознательно. Их неожиданное появление на дороге, столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорте - это наглядное проявление возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Следовательно, по своим психофизиологическим особенностям ребенок дошкольного возраста сам, сознательно выполняя все правила и требования правил для пешеходов, перейти правильно безопасно проезжую часть не может.       
Можно выделить ряд факторов, способствующих участию детей в ДТП:   
• рассеянное внимание;
• забывание правил поведения на улице;
• снижение обзора во время непогоды из-за зонта, поднятого воротника капюшона;
• плохое состояние дорожного покрытия;
• эмоциональное состояние;
• отвлечение внимания от транспортных средств, представляющих опасность
• более узкий угол зрения, чем у взрослого человека: у 6-летнего ребенка в 10 раз меньше, чем у взрослого, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20-22°, а в вертикальной - 12-15°. Рост угла зрения продолжается до 20 лет;
• время реакции ребенка (время от начала обнаружения опасности до
действия) значительно больше, чем у взрослого человека. Так, у взрослого оно составляет 0,6-0,8 с, а у дошкольника 1,3-1,5 с;
• чем опаснее ситуация, тем медленнее и неправильнее принимает ребенок решение, он теряется;
• клетки коры головного мозга легко истощаются, у ребенка быстро наступает состояние утомления и рассеянности;
• отсутствие контроля взрослых (появление одного ребенка на дороге должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).
Ситуации, в которых дети наиболее уязвимы:
• переход проезжей части дороги;
• посещение магазинов и образовательных учреждений;
• подвижные игры около дорог;
• езда на велосипедах, самокатах, коньках, лыжах в опасных местах у дорог;
• игры с наступлением темноты;  
• ослепление фарами;
• зимнее состояние дорожного покрытия;
• яркое солнце и белый снег создают эффект бликов, ребенок как бы «ослепляется»;
• буксирующее рядом с ребенком транспортное средство;
• несвоевременный выход в образовательное учреждение. Ребенок должен выйти заранее из дома, особенно, если ему надо переходить проезжую часть.
Важно привить устойчивые навыки безопасного поведения ребенка в любой дорожной ситуации.
Отличное знание пра вил само по себе не гарантирует малышу безопасности на дорогах. Конечно, изучение правил - дело нужное, но главная задача не в этом. Суть заключается в том, чтобы привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной си туации и привить ему положительное отношение к решению этой задачи.
Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их зна ния, терпение и такт, возможно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым языком, без всякого расчета на детей. Поэтому главная за дача взрослых - доступно разъяснить правила ребенку, а при вы боре формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом не исказив их содержания.
Навыки и привычки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, по могут ему несколько позже приобрести знания.
Навык - это способность ребенка в процессе дорожного движения выполнять отдельные действия автоматически, без специально направленного внимания, хоть и под контролем сознания, путем многократного повторения.
Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в отдельных ситуациях приобретает для человека характер потребности. Привычки могут складываться как в результате своих наблюдений и опытов, так и в результате вое питания других лиц. Они могут иметь как положительное отношение к модели своего поведения, так и отрицательное.
Модель поведения ребенка на дороге должна характеризоваться навыком, а отношение к выполнению правил безопасного движения должно стать положи тельной привычкой: переходя проезжую часть, убедиться в отсутствии транспорт ных средств слева и справа, в отсутствии ограждения дороги и разделительной по лосы, а затем переходить проезжую часть. Отрицательное отношение к выполнению правил безопасного движения становится привычкой переходить проезжую часть в любом месте как при наличии транспортных средств слева и справа, так и при на личии ограждений проезжей части и газонов на ее разделительной полосе.
Знания - это совокупность усвоенных ребенком сведений, необходимых для безопасного движения по дороге. Нужный для ребенка объем знаний предусмот рен действующими программами для дошкольных и общеобразовательных учреж дений и приобретается в процессе обучения. Однако, обладая только знаниями, ребенок не может безопасно ходить по дороге. Для этого ему нужно владеть специ альными навыками и положительными привычками, которые он может получить только у своего первого воспитателя или родителя, способных, используя свои знания, дать эти навыки и привычки.
Навыки, привычки и знания развиваются, закрепляются и совершенствуются в течение всей жизненной деятельности человека. По мере взросления и накопле ния опыта уровень подготовленности ребенка к безопасному поведению на дороге растет.
Все навыки и привычки, а затем и знания, связанные с дошкольником и его поведением на дороге, формируются под влиянием взрослых, а положительные привычки в первую очередь под влиянием воспитателей, учителей, грамотных и серьезных родителей, для которых безопасность ребенка не безразлична.
Особую сложность представляет развитие мыслительных (умственных) навы ков. От того, насколько развиты мыслительные навыки, зависят скорость и точ ность оценки дорожной обстановки и прогноза ее развития, что необходимо для сво евременного принятия модели поведения. Ни друзья, ни улица, порой и родители не в состоянии развить мыслительный навык. Только опытный, владеющий мето дикой и знаниями воспитатель способен привить ребенку этот мыслительный на вык. Хорошо развитые умственные навыки обеспечивают быстрое и точное выпол нение правил безопасного поведения на дороге. Они помогают поступить правильно в сложной дорожной обстановке, избежать возникновения ДТП.
Пешеход, а следовательно и ребенок, непрерывно сталкивается с ситуациями, сходными с теми, которые он уже встречал раньше и исход которых ему известен благодаря предыдущему опыту. Чем больше сохранилось в памяти ребенка та ких стандартных ситуаций-ассоциаций, тем большую безопасность он способен себе обеспечить.
Однако стандартных ситуаций очень много, и на их систематизацию в памяти уходит несколько лет- Знакомство ребенка с дорожной ситуацией, с транспортом как элементами окружающей его среды имеют свою специфику. Он не может ее «попробовать», а для него важен личный опыт. ДТП нельзя смоделировать с учас тием ребенка. Однако очень важно заранее обучить ребенка безопасному поведе нию на дороге. Здесь личный опыт должен быть заменен опытом, накопленным обществом. Развитию таких мыслительных навыков способствует внедренное в дош кольных учреждениях ситуационное обучение, овладев которым, только воспита тель способен выработать у ребенка мыслительный навык.
Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных дорожно-транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут про изойти ДТП. Цель ситуационного обучения - приучить ребенка предвидеть опас ные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабаты вать решения предупреждающие попадание ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий.
Дети в процессе учебы должны наблюдать за реальной обстановкой на дороге или воспроизводимой на макете. В Финляндии, Швеции и других странах есть спе циальные автобусы, на которых дети выезжают на дорогу и вместе с воспитателем анализируют дорожную обстановку.
В наших условиях при выходе на дорогу или при занятиях на макете под ру ководством воспитателя дети учатся узнавать опасную ситуацию, ее основные при знаки, объяснять наиболее вероятное развитие ситуации, вырабатывать решения, предупреждающие ДТП.
Для анализа опасной ситуации воспитатель использует разнообразные техни ческие средства: макеты, альбомы, слайды, кинофильмы, видеомагнитофоны. Наи больший эффект дает ситуационное обучение, когда оно проводится параллельно с изучением Правил дорожного движения.
Правила являются нормативным (юридическим) актом, который устанавлива ет, что пешеход должен или чего не должен делать на дороге. На вопрос, как дей ствовать пешеходу, чтобы выполнять требования правил, там ответа чаще всего нет. К тому же даже хорошие знания правил не спасают пешехода от возможных гру бых ошибок, что подтверждает статистика ДТП!
Задача взрослого - дать ребенку необходимые навыки безопасного поведения на дороге в опасных дорожно-транспортных ситуациях, позволить ему увидеть и осознать реальную опасность на дороге и возможность избежать ее.
Формирование соответствующей модели поведения, положительного отношения к выполнению правил безопасного поведения на дороге - главная задача воспита теля. При этом только он имеет возможность действовать следующими приемами:
• использовать свой и родительский авторитет и нежелание ребенка огорчить их своим поведением;
• показать возможные последствия лично для ребенка;
• использовать игровую ситуацию для введения ребенка в роль культурного пешехода с положительными привычками;
• активизировать его творческую саморегуляцию;
• развивать его мыслительные (умственные) навыки.
К пяти годам у ребенка появляется прирожденное социальное чувство. Он уже личность со своими целевыми установками. Дети имеют великолепное образное мыш ление, образную память, фантазию и творческое воображение. Дошкольнику лег че, чем школьнику,внушить важность таких - мотивов правильного поведения на дороге, как:
• «Это нужно для меня»;
• «Это нужно для сохранения авторитета мамы, папы, воспитателя»;
• «Я буду хорошим пешеходом»;
• «Я буду хорошим примером для других».
Как видим, у дошкольника есть потенциальные возможности усвоить новые пра вила дорожного движения и уменьшить вероятность попадания его в ДТП. Исполь зовать эти возможности - задача воспитателя.
Проблема обеспечения безопасности детей на дорогах чрезвычайно важна и очень многообразна. Задача обучения воспитателем детей далеко не однозначна и не проста. Она включает в себя:
• педагогическое умение привить ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
• знание собственно предмета «Правила дорожного движения» и понимание его не только охранительной, но и нравственной сущности;
• знание психофизиологических и возрастных особенностей детей
 Роль семьи в воспитании у детей навыков дисциплинированного поведения
Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.
Ф. Адлер
Родители должны дать ребенку не только навыки полезной деятельности в пред стоящей ему жизни, но и навыки, как эту жизнь сохранить, как остаться живым и здоровым в окружающей человека внешней среде, в том числе и в дорожно-транс портной среде, очень динамичной, в-которой ситуации быстро меняются.
Ребенка нет дома, и у матери болит душа: все ли благополучно? Только бы ни чего не случилось! Эта извечная человеческая боязнь случая в наше время особенно обоснованна, потому что за последние годы количество несчастных случаев на до рогах, связанных с детским травматизмом, постоянно растет. В семье не жалеют времени на то, чтобы поиграть с ребенком, научитЁ читать или рисовать, но редко находят пять минут в день и даже в неделю, чтобы обучить ребенка правилам безо пасного поведения на дороге, уберечь его от несчастного случая.
Шведский родитель утверждает: «Если мой ребенок не будет знать таблицы умножения, то вероятность того, что это приведет к травме или гибели ребенка, практически равна нулю. Но если он не будет знать правил безопасного поведения на дорогах, то вероятность того, что это приведет к травме или гибели ребенка, очень большая». В этой стране и в других странах мира постоянно проводятся научные исследования по вопросам влияния обучения в семье и в школе на безопасное пове дение ребенка. Первый экзамен в своей жизни во многих странах Европы ребенок сдает в первом классе по Правилам дорожного движения с вручением ему в торже ственной обстановке удостоверения пешехода. Очевидно, поэтому в Финляндии, Шве ции, Англии единицы погибших детей в год, а в нашей стране - тысячи. Не гово рите, что это маленькие страны - у них количество автомобилей в десятки раз больше, чем в нашей.
Роль семьи, мамы, папы, бабушки, дедушки, старших, братьев и сестер в вос питании ребенка трудно переоценить. С точки зрения ребёнка все, что делают, осо бенно мама и папа, - правильно и лучше не бывает. Родители для ребенка в возрасте до 7 лет являются образцом поведения, и только более взрослые дети начинают критически оценивать поведение членов своей семьи. Именно в возрасте до 7 лет, когда родители ребенка еще водят его по улице за руку, систематическая, повсед невная тренировка в движении, с постоянным личным примером, всех членов се мьи (об этом папа или мама обязаны напоминать другим членам семьи) могут созда вать положительные или отрицательные привычки в правилах поведения на дороге. Об этом должны помнить все, когда они с ребенком делают первый шаг на проез жую часть дороги.
Любой член семьи с ребенком, которого он держит за руку, или ребенок дер жится за их сумку, может перебегать проезжую часть в неположенном месте или на красный сигнал светофора. О том, что произошло нарушение правил, взрослый знает, а ребенок или не знает, или предупреждает взрослого: «А нам воспитатель ница говорила, что по красному сигналу светофора переходить проезжую часть нельзя». В любом случае он в своем сознании эту дорожную ситуацию зафиксиру ет. Если можно с папой (мамой, дедушкой, бабушкой или старшим братом) - зна чит, так можно вообще; если ничего не случилось при этом переходе, значит, ниче го никогда не случится. И еще хуже, если так сделали мама или папа - значит, так надо делать всегда. Все члены семьи этого ребенка,
ПОМНИТЕ!
Вы закладываете отрицательное отношение и отри цательные привычки нарушать правила безопасного по ведения на дороге — основу возможной будущей трагедии.
По своим психофизиологическим особенностям дошкольник сам, даже созна тельно выполняя все правила для пешехода, ходить по дороге и переходить проез жую часть не может. Однако жизнь диктует свои условия, и родители, под давле нием обстоятельств, вынуждены отпускать его одного. В этом случае один из членов семьи, держа ребенка.за руку, проходит весь маршрут и объясняет порядок его прохождения. Затем ребенок должен взрослого члена семьи провести по маршруту в детский сад и обратно, а взрослые должны слушать ребенка, который поясняет и указывает на то, как надо идти. После этого несколько раз ребенок ходит сам, но под визуальным контролем взрослого. Ребенок при этом не должен знать, что за ним ведется контроль.
Все эти действия не дают абсолютно никаких гарантий, что все будет хорошо, но такая целенаправленная деятельность родителей создает в них хоть какую-то уверенность в безопасности ребенка. Кроме того, родитель может себе сказать: «Я сделал все, чтобы мой ребенок безопасно ходил самостоятельно».     
Предлагаем памятки родителям по обучению детей безопасному поведе нию на дороге. Эти советы написаны для тех родителей, которые готовы преодолеть при вычную недооценку угрозы детского травматизма привычную веру в то, что с его ребенком несчастного случая не произойдет, и которые готовы выделить хоть не много времени для обучения своих детей безопасному поведению на дороге и для самостоятельного изучения правил.
Уважаемые родители! Не жалейте времени на обучение детей законам дорог.

Просмотров: 549 | Добавил: natalia | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Заведующая

» Полезные ссылки



МКДОУ Верхнепесковский детский сад "Колосок" © 2024